Философские путешествия по педагогической реальности
1. Введение в философско - педагогическую проблематику
       Философско - педагогические традиции в истории мировой культуры. Развитие отечественной философско - педагогической

мысли. Вечные педагогические проблемы: гармоничное развитие человека, универсальный метод обучения, школа радости. Предмет философии педагогики. Категории и понятия философии педагогики. Основные методы познания в рамках философии педагогики. Разделы философии педагогики: педагогическая антропология, педагогическая аксиология, педагогическая культурология, педагогическая этика, педагогическая логика, педагогическая праксеология.

2. Парадигмальный анализ педагогической реальности.

       Педагогическая реальность и педагогическая действительность. Парадигмальные характеристики педагогической реальности. Парадигма традиции; технократическая, гуманитарная парадигмы. Парадигмальные истоки педагогических ценностей и целей. Цивилизационно - культурное движение педагогической реальности. Смена качества педагогической реальности через инновационные процессы. Педагогическая традиция и инновация.

3. Антропологические основы педагогики.

       Взаимодействие философской и педагогической антропологий. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского. Антропософия Р. Штайнера. Христианская антропология В.В. Зеньковского. Философско - педагогические воззрения С.И. Гессена. Место педагогики в системе современного человекознания. Человек как философско - педагогическая категория. Понятия индивид, личность, субъект, индивидуальность в системе педагогического описания сущности человека. Становление, развитие, формирование, воспитание, обучение, образование человека. Всеобщность педагогического начала человека. Диалектика Детства и Взрослости как разных граней проявления человеческого качества во времени. Человек как смысл, цель, субъект, предмет, результат, критерий оценки педагогической деятельности.

4. Философские аспекты современного воспитания.

       Воспитание как вечная педагогическая категория. Воспитание как социальное явление, как процесс, как деятельность. Природа воспитательных идеалов и их культурно - историческая динамика. Проблема общественных целей воспитания. Пространство воспитания и его основные характеристики. Критерии оценки качества воспитания.

5. Философско - педагогические аспекты проблемы целостности.

       Проблема целого и части применительно к педагогическим явлениям и процессам. Построение целостного контекста понимания человека. Гармоничность и целостность развития человека как педагогическая цель. Историко - культурная динамика философско - педагогических представлений о гармоничности и целостности развития.

6. Проблема субъекта в педагогическом контексте.

       Субъектность как одно из проявлений человеческого качества. Проявление субъектности и субъективности в педагогическом взаимодействии. Понятие об индивидуальном и совокупном субъекте педагогической деятельности. Развитие в педагогике субъектно - деятельностного подхода. Человечество как совокупный субъект педагогической деятельности. Общество как обучающийся субъект.

7. Смысл и значение образования в судьбе человечества и личности.

       Образование как со-творение человеческого образа с помощью воспитания и обучения. Диалектика образования как средства объединения и разъединения людей. Пансофия Я.А. Коменского. Педагогические идеи русских философов - космистов. (К.Э. Циолковский, А.И. Чижевский, В.И. Вернадский). Космическая этика Н.К. и Е.И. Рерихов. Противоречия глобального образования. Ноосферная педагогика. Космическая педагогика. Развитие идей конкуренции и кооперации в современной образовательной практике. Взаимосвязь качества образования и качества жизни. Квалиметрический подход к развитию образования в современную эпоху. Идея непрерывности образования.

8. Гуманизация и гуманитаризация образования.

       Философско - исторические корни формирования отношения к человеку как ценности и цели в системе воспитания и обучения. Исторические метаморфозы гуманизма. Христианский гуманизм. Гуманизм Эпохи Возрождения. Технократические "издержки" антропоцентризма.
Признаки гуманизации образования. Критерии гуманизации педагогической деятельности. Воспитание гуманности как педагогическая задача. Основные направления и показатели гуманитаризации педагогического процесса. Проблема гуманитарной экспертизы в современном образовании.

9. Информационный подход к проблемам обучения.

       Понятие об информационно - образовательном обществе. Соотнесение понятий "информация" и содержание образования. Соотношение понятий "учебная информация" и "знания". Внешние и внутренние условия превращения информации в знания в образовательном процессе. Информационное пространство современного образования. Переосмысление классических принципов обучения на основе информационного подхода.

10. Философские основания профессионально - педагогической деятельности.

       Онтологичность педагогической деятельности. Бытийность отношения "учительство - ученичество". Понятие о педагогическом качестве и его носителях. Ценности и смыслы педагогической деятельности. Проблема поиска Ученика.

11. Педагогическая логика и технология.

       Диалектика порядка и хаоса в педагогической реальности. Использование системного и синергетического подходов в изучении и организации образовательных процессов. Понятие об образовательной стратегии. Взаимосвязь образовательной стратегии, педагогической логики и технологии. Вероятностная (ситуативная) педагогика.

12. Педагогическая этика.

       Аксиологические основы педагогической деятельности. Педагогическое требование и авторитет. Вера, Надежда, Любовь, Свобода как важнейшие педагогические понятия. Развитие идеи свободного воспитания в истории мировой педагогической культуры. Свободное воспитание в книге Ж-Ж Руссо и опыте Л.Н. Толстого. Идея свободы ребёнка от культуры К.Вентцеля. А. Нейлл и свобода Саммерхилла. Я. Корчак и его "право ребёнка на жизнь и на смерть". Диалектика свободы и ответственности участников педагогического процесса.

13. Педагогическое взаимодействие.

       Историко - культурное развитие содержания и форм диалогического взаимодействия. Многообразие современных форм организации педагогического взаимодействия: воздействие, культурная коммуникация; педагогический диалог; отождествление. Характеристики субъект - объектных, субъект - объект - субъектных, межсубъектных отношений в образовательном процессе. Педагогика ненасилия.

14. Феноменология педагогического мастерства

       О структуре педагогического качества как отражения сущности педагогической профессии. Педагогическая культура. Педагогическое мастерство.

Записаться для участия в программе, задать вопрос ЗДЕСЬ!

Hosted by uCoz