Образовательная программа
"Основы андрагогики".

Часть 1. Андрагогика в системе человекознания.

Тема 1. Андрагогика как область научного знания, сфера социальной практики, учебная дисциплина.

      1.1.Научные основы андрагогики. Предмет андрагогики, система понятий, основные принципы. Междисциплинарный характер андрагогики. Гуманитарная природа андрагогического знания. Методы исследований в области андрагогики.
      1. 2. Андагогика как сфера социальной практики. Увеличение значимости образования взрослого населения в современной социально-экономической ситуации России. Расширение содержания понятия "грамотность" в изменяющемся обществе. Принципы организации образовательной деятельности взрослого человека. Обзор продуктивных методов организации современной андрагогической практики.
      1. 3. Андрагогика как учебная дисциплина. Андрагогический компонент подготовки преподавателей среднего и высшего учебного заведения, учреждений повышения квалификации; социальных работников, деятелей просвещения, менеджеров, журналистов, медиков, библиотекарей, актеров, политиков, социальных психологов и др. Принципы построения андрагогики как учебной дисциплины.

Тема 2. Из истории развития теории и практики образования взрослых и андрагогики.

      Этапы развития теории и практики обучения взрослых в международном опыте. Основные тенденции исторического развития андрагогики как науки, сферы социальной практики и учебной дисциплины. Развитие теории и практики образования взрослых в России.

Тема 3. Обучение взрослых в системе непрерывного образования.

      Непрерывность как идея, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления человека. Исторические корни идеи непрерывности в образовании.
      Социально-образовательный и психолого-андрагогический аспекты непрерывного образования. Функции непрерывного образования. Образование взрослых как структурный компонент системы непрерывного образования и социальный институт. Институциональные формы образования взрослых в современном обществе. Понятие о формальном, неформальном, информальном образовании.

Тема 4 Взрослый человек как субъект обучения

      4.1 Понятие взрослости. Различные подходы к возрастной периодизации. Динамика жизненной проблематики взрослого человека и ее взаимосвязь с образованием. Профессионально -личностное становление человека в системе непрерывного образования. Специфика возрастных информационных запросов. Способность человека к обучению, независимо от его возраста. Преимущества и противоречия образования во взрослом возрасте.
      4.2 Развитие умения учиться в системе межсубъектных отношений. Понятие индивидуального, группового, коллективного, корпоративного, интегративного, дискретного субъектов обучения применительно к взрослым. Понятие обучающейся организации. Направления подготовки взрослого человека как субъекта обучения (самообразования). Информационно - образовательные возможности работы в глобальных сетях (Интернет, Рунет и др.).

Тема 5 Андрагогические основы профессионального развития личности.

      5.1. Андрагогический потенциал профессионального образования. Закономерности перехода от детской модели обучения к взрослой. Андрагогические задачи этапа базовой профессиональной подготовки (училище, колледж, вуз). Различные модели довузовской и вузовской подготовки. Инновации и противоречия в реализации идей многоуровневости и вариативности в современной системе непрерывного профессионального образования.
      5.2. Принципы организации обучения взрослых в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Развитие профессионально - личностного потенциала в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Обучающие возможности процесса профессиональной аттестации кадров. Логика организационного развития обучающейся организации.
      5.3 Андрагогические аспекты подготовки кадров высшей научно - педагогической квалификации. Андрагогический потенциал развития научных школ. Общественные академии как форма взаимообучения научного и творческого сообществ.

Часть 2. Андрагогика как область социальной практики

Тема 6. Образование социально незащищенных групп взрослого населения.

      6.1. Непрерывное образование как фактор социальной защиты в современном изменяющемся обществе. Социальные группы населения, для которых образование может служить фактором социальной защиты. Основные функции и формы участия государства (Министерства труда и социального развития РФ; Министерства образования РФ); негосударственных образовательных учреждений; негосударственных некоммерческих общественных организаций (НКО) в (пере)обучении социально не защищенных групп населения.
      6.2. Подготовка и переподготовка безработных Социально - психологические и содержательные аспекты организации профессиональной переподготовки безработных. Взаимосвязь развития рынка труда и требований к уровню профессиональной компетентности специалистов. Содействие безработным гражданам в трудоустройстве после обучения. Андрагогические аспекты обучения безработных.
      6.3. Специфика образования взрослых инвалидов. Инвалидность как особый контекст жизнедеятельности человека и его обучения. Вариативность моделей и способов обучения взрослых инвалидов. Две основные линии в международной практике учебной работы с инвалидами. Интеграция в обычную жизнь социума, создающего благоприятные условия для полноценного взаимодействия и партнерства со здоровыми людьми. Создание для обучения людей с ограничениями жизнедеятельности специальных учреждений, групп, образовательных сообществ, информационного пространства, приспособленного к состоянию инвалидности.
      Принципы организации образовательной деятельности инвалидов. Компенсаторная, коррекционная, поддерживающая функции в обучении взрослых инвалидов. Профессионально - реабилитационные образовательные учреждения.
      Специфика андрагогической позиции в системе обучающего взаимодействия с инвалидами.
      6.4. Обеспечение непрерывности обучения представителей военных профессий. Проблемы снижения уровня образованности российских призывников. Возможности получения среднего образования в период прохождения срочной службы. Андрагогические аспекты профессиональной подготовки военных в условиях высших учебных заведений. Образование как путь социальной адаптации к условиям гражданской жизни бывших военнослужащих. Содержание переподготовки военнослужащих, уволенных в запас. Специфика организации обучения бывших военнослужащих.
      6.5. Образование в жизни взрослых, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Функции образовательной деятельности в исправительных и воспитательных колониях (решение проблем перевоспитания, занятости осужденных, обеспечения успешности социальной адаптации после освобождения, профессиональное самоопределение). Возможности участия в социально - образовательной реабилитации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, образовательных учреждений, общественных и религиозных организаций, государственных структур при местных органах власти. Особенности и проблемы организации профессиональной подготовки и переподготовки в местах лишения свободы. Использование в исправительно - трудовых учреждениях средств дистанционного обучения.
      6.6. Андрагогические проблемы адаптации человека в условиях иной лингвокультурной общности. Кросскультурный аспект развития Идеи непрерывности образования. Проблемы дидактической, социально - психологической, технологической адаптации к условиям обучения в новой социокультурной среде. Определение уровня готовности иностранного гражданина к обучению или повышению квалификации в российском образовательном учреждении. Факторы процесса адаптации, обеспечивающие жизнедеятельность иностранных студентов в новых социальных условиях. Специфика работы в группах иностранных студентов (коммуникационный, культурологический, языковой аспекты).
      Международный и отечественный опыт обучения и просвещения в среде иммигрантов. Решение проблем межкультурной коммуникации. Проблемы изучения русского языка представителями национальных диаспор. Стратегия андрагогического влияния на процессы адаптации в процессе обучения.
      6.7. Образование женшин как фактор социальной адаптации и защиты. Возможности образования как сферы реализации политики равноправия и равных социальных возможностей женщин и мужчин. Программы подготовки, переподготовки, обучения новым технологиям, адресованные женщинам. Меры по обеспечению равного доступа различных социальных и возрастных категорий женщин к непрерывному обучению. Специфические задачи и функции женского образования. Психологическая составляющая обучения женщин.
      Исторические традиции организации женского образования в России (Смольный институт, Бестужевские курсы и др.) Современные принципы и формы обучения женщин в системе непрерывного образования. Подготовка женщин для сферы управления.

Часть3. Основные организационные формы и технологии обучения взрослых.

Тема 7. Адаптивные системы образования взрослых.

      Адаптационная функция образования в изменяющемся обществе. Адаптация как приспособление социально-образовательной среды к личности взрослого учащегося. Адаптация как активное включение взрослого человека в проектирование информационно-образовательной среды и разработку своего индивидуального образовательного маршрута. Понятие об адаптивном обучении. Понятия "адаптивная школа" и "адаптивное образование". Принципы адаптивного обучения. Специфика вечерней (сменной) школы как гибкой адаптивной образовательной системы.
      Подготовка учащихся к самостоятельной учебной работе и самообразованию в условиях адаптивного обучения. Вариативные модели деятельности педагога (андрагога).

Тема 8. Современная практика обучения взрослых. Традиционные и инновационные формы

      8.1.Блочно -модульное обучение. Блочно -модульная организация как один из способов структурирования содержания в целях успешного пошагового усвоения. Различные виды сжатия содержания: фреймы, таблицы, матрицы, схемы, опорные конспекты; семантические сети (графы, древа, блок схемы); продуктивные модели (инструкции, правила, обобщенные алгоритмы, формулы). Модульные программы и их свойства. Преимущества использования модульного обучения в системе образования взрослых.
      8.2. Контекстное обучение. Последовательная декомпозиция содержания профессиональной деятельности в виде системы профессиональных задач и проблем как основной принцип построения технологии контекстного обучения (А.А. Вербицкий). Переход от учебной деятельности в ее традиционных формах к квазипрофессиональной деятельности и освоению различных форм учебно-профессиональной деятельности. Три основные модели контекстного обучения: семиотическая (знаковая), имитационная, социальная. Распространение понятия "контекста" на характер обучающей среды. Работа по созданию имитационных классов, мультимедийного сопровождения, виртуальных сред. Комплексные требования к учебно -методическим материалам, на базе которых организуется контекстное обучение.
      8.3. Проектирование в системе обучения взрослых. Проектная деятельность как атрибут общества с технологической культурой. Место и андрагогические функции проектирования в современном образовании взрослых. Основные этапы развития образовательного проекта. Различные виды проектирования. Организация телекоммуникационных проектов в системе профессионального обучения и повышения квалификации.
      8.4. Внутрифирменное (корпоративное) обучение. Понятие об обучающейся организации. Содержательно - целевые аспекты внутрифирменного обучения. Формирование корпоративной системы ценностей и имиджа организации. Совместная диагностика основных проблем развития. Создание в обучающейся организации информационно-образовательной среды.
Андрагогическая функция руководителя учреждения в системе развития обучающейся организации. Профессиональный имидж руководителя как способ предъявления и трансляции эталонных моделей профессионального поведения и общения.
      8. 5. Образование взрослых в режиме дистанционного обучения. Особенности дистанционного обучения: возможность пространственного и временного разделения преподавателя и обучаемого; специализированная информационно-образовательная среда; применение информационно - коммуникационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, мультимедийных средств обучения. Преимущества дистанционной формы обучения для взрослых. Основные принципы дистанционного обучения. Организационные модели дистанционного обучения.
      8. 6. Работа бизнес - школ. Развитие обучения взрослых в системе бизнес - школ. Работа корпоративных бизнес-школ крупных зарубежных и российских предприятий. Понятие о бизнес -инкубаторах. Перспективы развития образования взрослых в системе бизнес -школ. Использование технологии "сase-study".

Часть 4. Андрагогический потенциал неформального образования взрослых

Тема 9. Основные направления исторического развития народных форм обучения и просвещения.

      Характеристики народных форм обучения для взрослых. Основные принципы работы народных школ и университетов - демократизм, открытость, доступность. Просветительские учреждения, способствующие повышению общей и профессиональной культуры населения. Народные школы и университеты. Просветительская роль музеев. Роль общества "Знание" в просветительской деятельности среди населения. Центры непрерывного образования. Курсы для взрослых.
      Работа "университетов третьего возраста". Профессиональные требования к специалистам, работающим с пожилыми людьми (андрагогам, психологам, социальным педагогам, геронтологам).

Тема 10 . Семейное образование в современной России

      Основные источники образовательной информации для современных семей. Развитие службы семьи в России в последнее десятилетие. Направления консультативно - образовательной деятельности: помощь в создании семьи, ее укреплении; в воспитании детей; профилактика семейных конфликтов; консультирование и просвещение молодоженов, проблемных семей; психологическая помощь неблагополучным семьям и др. Андрагогические аспекты работы педагогов, психологов, психиатров, социальных работников, юристов, сексологов, оказывающих помощь семье. Разнообразие моделей образовательной помощи семье. Принципы организации семейного образования. Проблемы современного семейного консультирования. Создание службы социально-психологической помощи: (СППП), школ, центров различных профилей обучения. Возможности самообразования в семейной сфере.

Тема 11. Образовательно-просветительские функции досуга.

      Функциональное многообразие свободного времени взрослого человека. Различное соотношение досуговой и (само)образовательной деятельности. Специфика досуга взрослых в современной России. Дифференциация населения по доступности различных рекреационных услуг.
      Содержание и структура свободного времени современного взрослого человека. Специфические возрастные запросы в сфере реализации досуговых интересов. Риски в сфере досуга старшеклассников и молодежи.
      Организация досуга взрослых средних возрастных групп. Культурно - просветительская функция массовых досуговые действий. Использование в досуговой работе с лицами третьего возраста групповых и коллективных форм деятельности.

Тема 12. Место и функции чтения в непрерывном образовании.

      Роль литературы в образовании и самообразовании. Взрослый человек как читатель. Направления подготовки взрослого как "грамотного читателя". Обучение рациональным приемам работы с текстом, освоение методов, предваряющих чтение, используемых во время чтения и после чтения. Развитие скорочтения., приемов маркировки текста, мысленного структурирования и "свертки" информации, интерпретации и осмысления, обращения к сделанным выпискам, работы с конспектом.
      Библиотечное сопровождение взрослыми членами семьи обучения детей. Андрагогические функции библиотекаря.

Тема 13. Образовательный туризм.

      Понимание путешествия как необходимой составляющей воспитания и образования. История образовательного туризма в Европе и России. Использование возможностей экскурсионной деятельности для просвещения. Формы пропаганды и поддержки туризма. Виды образовательного туризма. Андрагогическое сопровождение туризма.

Тема 14. Культурно-образоватеьлная миссия музея.

      Исторические корни понятия "музей" как места активной духовной жизни взрослых людей. Образовательный потенциал современного музея (дидактическая и просветительская роль). Формы образовательной деятельности основных музеев страны. Музейная педагогика как область научного знания. Проблема формирования музейной культуры взрослого посетителя как андрагогическая проблема. Задачи музейной педагогики для взрослых.

Тема 15. Основы профессиональной деятельности андрагога.

      Особенности обучающего взаимодействия в системе образования взрослых. Принципы и технологические основы обучения взрослого человека. Андрагог как представитель педагогической профессии. Проблема подготовки кадров для системы образования взрослых. Риски в работе андрагога.

Hosted by uCoz