О.Б.
Чикуров, президент Псковской региональной Ассоциации образования
взрослых.
В
европейских дискуссиях принято оперировать терминами "lifelong
learning" (учение длиной в жизнь) и "lifewide learning"
(учение шириной в жизнь), то есть, включающее все формы обучения-формальные,
с выдачей диплома или сертификата; неформальную (семинары, конференции,
клубы, кружки) и информальную (самообразование посредством общения,
чтения, СМИ). В России из всего этого огромного образовательного
пространства более или менее отрегулирована и институциализирована
лишь сфера формального и дополнительного образования детей и
молодёжи. Развитие образовательного пространства в целом тормозится
отсутствием национальной концепции образования взрослых, соответствующих
программ и стратегий. Для преодоления этого следует объединить
всех участников образовательного процесса, включая учреждения
культуры, службы занятости и социальной помощи, общественные
организации, т.е. организовать национальное обсуждение данной
проблемы.
В современном
быстро меняющемся мире, особенно в странах с переходной экономикой,
всё более значимую роль в образовании взрослых приобретает ценностный
компонент. Именно он составляет основу развития общества, выработки
его демократических ценностей и гражданских структур. К сожалению,
проблема ценностей редко обсуждается в сфере образования взрослых,
хотя именно она должна помочь человеку выработать свою систему
отношений к происходящему в современном мире.
Об
актуальности проблем образования взрослых в России размышляет
М.Т. Громкова, профессор, зав.кафедрой андрагогики Института
развития дополнительного профессионального образования МО РФ,
председатель Научно-методического совета по проблемам образования
взрослых. Проблема
образования взрослых в современной России имеет глубинные корни,
но её влияние на социально-экономические процессы и явления
в стране осознанно пока не достаточно. Смысловое значение образования
многогранно. Это и ценность, и система; процесс, деятельность,
услуга, результат. Неслучайно Концепция образования взрослых,
принятая ЮНЕСКО и действующая со времени создания ООН, носит
расширительный характер и понимается как весь процесс формирования
человеческой личности от рождения человека до конца его жизни".
Современная
школа, как общеобразовательная, так и профессиональная, не решает
своей главной задачи - обеспечить взросление и взрослость. Одна
из важнейших функций непрерывного обучения помощь человеку в
процессе осознания окружающего мира и себя в нем. Столь распространенное
в настоящее время маргинальное состояние сознания, многочисленные
конфликты и не решаемые проблемы свидетельствуют о том, что
изменение сознания не успевает за изменениями бытия, которые
носят отнюдь не эволюционный характер. Это порождает непонимание,
неприятие социально - экономических преобразований, становится
реальным тормозом реформ. Главное по значимости событие в жизни
страны - переход к рыночным отношениям не сопровождается демократизацией
сознания и поведения. Став лозунгом, демократизация не стала
процедурой. В частности, ею не овладели менеджеры самого высокого
уровня, во многом задающие культурные нормы мышления, общения,
рефлексии, тип которых в массе по - прежнему остаётся авторитарным
и противоречит провозглашенным в обществе гуманистическим и
гуманитарным ценностям.
Это противоречие
носит массовый характер и может быть устранено грамотно организованным
функционированием системы образования взрослых, основное предназначение
которой - нормализация состояния общественного сознания. Образование,
по сути, должно превратиться из процесса запоминания информации
в объеме стандартов и программ в своеобразный личностный и корпоративный
"тренинг". Тренинг субъект-субъектных отношений или
тренинг демократичности. Тренинг гуманизации действий и отношений,
т.е. в человечности (разумности, нравственности). Тренинг духовности
(творить добро и красоту); тренинг толерантности (другой - он
иной, и воспринимай его терпимо), тренинг умения быть свободным
( выбирать, самостоятельно принимать решение, управлять своими
потребностями, преодолевая всякие зависимости). Степень овладения
новыми типами и формами социального взаимодействия и определит
для взрослого человека результат его обучения.
Рассказывает
Галина Михайловна Морозова, руководитель культурных программ
Народного Университета Великого Новгорода.
Идея создания
в нашем городе Народного Университета родилась в начале 1997
в рамках совместного проекта между организациями ABF Orebro
и Объединенным Демократическим Центром в Великом Новгороде.
За модель была взята концепция Скандинавских народных школ,
в особенности их свободный и независимый статус, теоретический
и практический подход к обучению, демократический дух и образовательные
методы. Эту идею поддержали российские организации, поскольку
данный проект отвечает потребностям большого количества взрослых
новгородцев, имеющих только базовое среднее образование. Новгородский
Народный Университет был зарегистрирован в ноябре 1999 года
как негосударственное образовательное учреждение.
Социальная
миссия Народного Университета это помощь взрослому населению
Великого Новгорода в самореализации в современном мире, путем
образования, построенного на демократических принципах. Помимо
этого нам хотелось привлечь внимание общественности к идее народного
образования как идее изменения жизни людей и жизни общества
в целом. Сегодня среди наших слушателей взрослые с низким образовательным
уровнем; с низким уровнем дохода, безработные, инвалиды, переселенцы,
пенсионеры.
Сегодня Народный
Университет может развить и реализовать программы дополнительного
образования взрослых по самым различным направлениям и предметам,
в том числе, в соответствии с государственными стандартами образования.
Татьяну
Сергеевну Буторину, доктора педагогических наук, проректора
Архангельского государственного технического университета волнует
проблема, которую можно обозначить: "женщина - семья -
бизнес".
Глобальные
изменения в экономической ситуации страны привели к изменениям
в социальном положении женщин на Русском Севере. Данная проблема
в бывшем Советском Союзе была несколько сглажена экономическими
условиями, наличием определенной инфраструктуры. В те времена
существовала развитая сеть детских дошкольных учреждений, школ
с хорошим качественным образованием, внешкольных учебных заведений.
Семья могла использовать возможность бесплатного летнего отдыха
детей на юге страны или в центре России. Всё это создавало определённую
защищённость женщин-матерей, атмосферу стабильности. Практически
каждая семья жила в условиях уверенности в завтрашнем дне. На
русском Севере, в Поморье веками стержнем семьи была женщина.
Она брала большую часть забот о доме, детях, домашнем хозяйстве
на себя. Мужчины Поморья высоко ценили это. Поэтому и отношение
у них было традиционно уважительное. Для поморов естественным
являлось участие женщины в тяжёлом рыбацком деле. Практически
отсутствовало жёсткое разделение между женским и мужским трудом.
Хотя в современных
условиях на Севере ещё сохраняется традиционное уважение к женщине,
однако политическая и экономическая ситуация влияет на решение
вопроса о равноправии их с мужчинами. Ущемление прав женщин
проявляется в целом ряде моментов. Об этом свидетельствуют цифры.
Более 60% врачей и 80 % учителей у нас женщины. Но заработная
плата в этих сферах в 1,5-2 раза ниже среднемесячной зарплаты
в производственной сфере. Очень мал процент женщин в бизнесе.
В результате бесед с женщинами-предпринимателями выясняется,
что мужчины ограничивают их вхождение в эту сферу и пытаются
деловые связи перевести на личностные. Вместе с тем, основное
число деловых женщин на Севере имеет высокую квалификацию и
прекрасную подготовку. В сфере политики участие женщин также
ограничено. В этом мы очень отстаём от стран Скандинавии. В
администрации Архангельской области работает всего 4 женщины.
При этом они занимаются самыми сложными проблемами социальной
сферы - здравоохранением, просвещением, культурой, пенсией,
ветеранами и т.д.
Права женщин
ущемляются и при приёме на работу: преимущество имеют мужчины.
Женщин предпенсионного и пенсионного возраста в первую очередь
могут сократить, отправить на пенсию, понизить в должности.
На учёт в службе занятости Архангельской области поставлены
в основном женщины и молодёжь. Всё это сказывается на психологическом
состоянии женщин. Среди них растёт число самоубийств, распространяется
пьянство, что служит причиной разрушения семьи. Это свидетельствует
о серьёзных нравственных деформациях, утрате традиций, потере
нравственных устоев, на которых держалась семья и государство.
Всё это говорит
о том, что современное российское общество нуждается в возрождении
традиций женского образования. Необходимо повысить роль женщины
как матери, воспитателя, хранительницы домашнего очага и одновременно
активного носителя новых профессиональных и общественных ролей,
требующих специальной образовательной подготовки. На этом фоне
родилась идея организации на базе Архангельского государственного
технического университета женских Бестужевских курсов международного
уровня, где можно будет обучать женщин экономике, политике,
бизнесу, педагогике.
Обучение на
курсах предполагает два этапа. Вначале планируется предоставить
слушательницам возможность в течение трех месяцев получить знания
дополнительно к имеющемуся у них высшему или среднему профессиональному
образованию. Это могут быть знания в области педагогики, психологии,
медицины, социальной работы, экономики, права и т.д., что позволит
успешнее участвовать в конкурсах на замещение вакансий, проходить
аттестацию по месту работы. На втором этапе намечается организовать
подготовку специалистов высшей квалификации по лицензированным
в АГТУ специальностям и получение второго высшего образования.
Выпускницам
краткосрочных женских курсов, прошедшим обучение по направлению
"Домашнее воспитание", "Семейная психология",
"Основы малого и среднего бизнеса", будет даваться
предпочтение при поступлении на курсы высшей квалификации, позволяющие
получать диплом о высшем образовании гуманитарного направления.
Мы планируем прохождение слушательницами курсов практики за
границей, что позволит выдавать им диплом международного образца.
В организации и проведении такой практики мы надеемся на помощь
коллег из Швеции. Наше сотрудничество видится в привлечении
шведских специалистов к чтению курса лекций, в обмене опытом
и прохождении практики по организации подобных курсов нашими
специалистами в Швеции.