Профессиональный имидж как инструмент педагогического влияния.

       Глава из рукописи "Развитие технологической культуры современного педагога" (написана в соавторстве И.А. Колесниковой и В.Г. Орешкиным).

       Широко известна и часто цитируется фраза К.Д. Ушинского о необходимости знать человека во всех его отношениях, чтобы воспитывать его во всех отношениях. Полтора века она актуализирует проблему всестороннего изучения педагогом своих подопечных. Гораздо меньше внимания уделяется в теории и на практике другой стороне вопроса: о необходимости педагога "оборотиться на себя", как потенциальный предмет профессионального преобразования. У Шекспира в "Гамлете" есть замечательная по глубине сцена, весьма далекая от образовательных проблем, но к которой не грех время от времени обращаться любому педагогу. Обратимся к тексту…

Гамлет: Не сыграете ли вы на этой дудке?
Гильденстерн: Мой принц, я не умею…..
Гамлет: Это так же легко, как лгать; управляйте этими отверстиями при помощи пальцев, дышите в нее ртом, и она заговорит красноречивейшей музыкой. Видите - вот это лады.
Гильденстерн: Но я не могу извлечь из них никакой гармонии; я не владею этим искусством.
Гамлет: На мне вы готовы играть; вам кажется, что мои лады вы знаете; вы хотели бы исторгнуть сердце моей тайны; вы хотели бы испытать меня от самой низкой моей ноты до самой вершины моего звука; а вот в этом маленьком снаряде - много музыки, отличный голос; однако вы не можете сделать так, чтобы он заговорил. Черт возьми, или на мне легче играть, чем на дудке?
Назовите меня, каким угодно инструментом, - вы хоть и можете меня терзать, но играть на мне не можете.

        К сожалению, у некоторых педагогов в сознании существует иллюзия возможности играть на своих учащихся (в своих учащихся). В то время как они не способны извлечь необходимые "звуки и мотивы" даже из себя. Технологичность как способность производить запланированные изменения, во многом обусловлена целостностью осознания себя как особого педагогического инструмента. Инструмента, способного не только производить позитивные изменения, но и становиться по отношению к другим людям орудием огромной разрушительной силы. Таким образом, перед педагогом встаёт задача грамотного предъявления и использования этого инструмента.
        Любой хороший профессиональный инструмент (будь - то дудка, фортепиано, или компьютер высокого класса) необычайно чуток к "вызовам" со стороны своего хозяина. В гуманистическом понимании именно ориентация на человека призвана определять направленность каждого профессионального шага учителя. В том числе, это касается и отношения "к себе любимому", взятому во всём богатстве природных, социальных, духовных проявлений. Однако зачастую педагог забывает о собственной человеческой сущности. О том, что ее следует постоянно изучать, сохранять, критически оценивать и развивать. Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - личностного влияния на других людей и принятии на себя ответственности за последствия этого влияния. С этим связана необходимость профессионального самоощущения как знака, прочитываемого окружающими.
        Комплексные основы восприятия педагога другими людьми разрабатываются в рамках проблематики профессионального имиджа с помощью имиджелогии. Эта сравнительно молодая наука активно изучает различные сферы человеческих взаимодействий в поисках действенных средств их оптимизации. Понятие "имидж" появилось в середине ХХ века для обозначения особого явления в политике и торговле, связанного с демонстрацией обществу и потребителям достоинств фирмы и её продукта; преимуществ политических партий и их лидеров. Пытаясь выстроить смысловой ряд, образующий семантическое поле термина "имидж", мы сразу обнаруживаем, что в русском языке существует немало других слов, выражающих формы восприятия обществом окружающих людей. Образ (в значении "вид", "облик") как "впечатление", или "наглядное представление", связанное с "ранее пережитым восприятием" или "воображаемое". От этого один шаг до "фантазий и домыслов" о сути человека, а от них - до кажущейся "мнимости" представления, родственной "мнению". Мнение как "слава", "молва", "репутация", "реноме". (Последние два заимствованы, но укоренились в нашем языке давно). Если собрать всё это воедино, мы оказываемся в пространстве другой реальности - символической, также являющейся органической частью человеческой культуры. Зачем же понадобилось вводить в уже существующий обширный лингвистический круг еще одно понятие, "имидж"? Может быть, именно для того, чтобы более чётко обозначить необходимость гармонизации явления и сущности профессионального качества.
        Развивая дальше это положение, определим имидж как осознанное явление (выражение вовне) сущности профессионального качества. Причем явление, принадлежащее символической реальности как цель и/или результат усилий, направленных на выявление определенных качеств субъекта и осознанную презентацию их целевой аудитории в условиях деловой или массовой коммуникации. Деятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью. Например, школьный учитель утром выходит к ученикам, которые хотят видеть в нем одно; днем к нему на открытый урок приходят методисты, коллеги и администрация, и каждый со своими ожиданиями, а вечером - родительское собрание, на котором предстоит испытание придирчивыми взглядами взрослых людей. Поведение вузовского преподавателя в студенческой аудитории и на заседании диссертационного совета, где он излагает, возможно, аналогичные идеи, кардинально отличается. Очевидно, что если целевая аудитория каждый раз разная, то и средства воздействия на нее должны различаться при сохранении специфических особенностей профессионально - педагогической роли.
        Во многом характер общения с аудиторией и, соответственно, его эффективность зависят от впечатления, которое сложится о вас в первые мгновения. Именно первые 10-15 секунд необходимы для "сканирования" поведения человека и формирования о нем определенного мнения. Каким же хотят видеть педагога - профессионала окружающие? Каждый может провести такое исследование самостоятельно, попросив аудиторию назвать 5-10 качеств "идеального учителя (преподавателя)". При этом, как показывает опыт, окажется, что подросткам важно видеть перед собой внимательного, умного, современного и доброжелательного собеседника, уважающего их мнение. Родителям также хочется, чтобы с их детьми работал чуткий и заботливый, но одновременно и требовательный специалист. А вот администраторы и методисты в первую очередь обращают внимание на организационные и профессионально-методические умения педагога. Все эти качества образуют набор ожиданий, который ученые называют Требуемым или Желаемым имиджем.
        В то же время отдельно взятые отзывы определенных учеников, коллег и родителей могут нарисовать иную картину - Воспринимаемого или Текущего имиджа. И, конечно же, специалист может иметь представление о самом себе. Этот образ своего "я" называют Зеркальным имиджем или Самоимиджем. Содержание названных "имиджевых координат" может налагаться друг на друга, при развитом самопознании и рефлексии даже совпадать, но может и существенно различаться. И тогда педагог задается вопросом: что же следует сделать для того, чтобы меня воспринимали так, как я этого хочу в соответствии с принятой на себя профессиональной миссией?
Согласно структуре, предложенной профессором А.Ю.Панасюком, личный имидж, с точки зрения формирующих его факторов, включает следующие составляющие:
габитарную (от лат. Габитус - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт.
кинетическую - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда).
речевую - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк,
средовую - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.).
овеществленную - созданные человеком продукты его труда

        Первые три составляющие имиджа прочитываются при личном общении, две последние-могут нести информацию о человеке заочно. Интегрируясь, они формируют представление о человеке как о личности (личный имидж) и профессионале (профессиональный имидж). Идеальный вариант - когда оба мнения положительные: "И человек хороший, и учит замечательно!" Важнейшими направлениями деятельности, значимыми для формирования имиджа, являются визуализация (зрительное овеществление профессионального качества), вербализация (демонстрация профессионального качества с помощью слова) и создание события, позволяющего совместно проживать моменты воплощения смысловых акцентов бытия в профессии.
        Желая приступить к работе по созданию имиджа, начните с рефлексии над сущностью профессиональной деятельности. То есть, с размышлений по поводу профессионально-педагогического качества, которое должно "просвечивать" сквозь индивидуальное поведение. Только после этого имеет смысл думать над определением содержания презентации и средств выражения этого качества. В ходе размышлений выяснится, что одно в профессии можно выразить с помощью внешнего вида и манеры держаться. Другое - речевыми средствами, а для третьего, не исключено, и вообще слов не понадобиться: результаты труда окажутся более красноречивыми.
        Обычно самопрезентация начинается с визуальной заявки о себе, и это метко подмечено в пословице "По одежке встречают…".Однако психологи утверждают, что не менее важно учитывать в общении "закон края": запоминается самое начало и конец коммуникации; вход и выход из ситуации общения. Размышления о выборе того или иного костюма для работы с определённой аудиторией вполне органичны для педагогов, среди которых в основном - женщины. А вот увидеть свои жесты, услышать себя со стороны, почувствовать свои зажимы и стереотипы в момент осуществления профессиональных действий непросто. Для этого необходимо воспользоваться либо техническими средствами (видеокамера, магнитофон) либо заинтересованным взглядом со стороны других людей. Беспристрастный анализ способов выражения профессионально - личностной позиции в деятельности укажет на ваши сильные и слабые стороны. Правда, встреча с самим собой может вызвать неоднозначные эмоции, поэтому в этом деле просто необходимо доброжелательное участие специалиста. Только внимательно наблюдая за собой и окружающими людьми, можно бережно "выращивать" имидж, который должен органично "прорасти" и "прирасти" к вашей личности, расширив диапазон профессионального влияния.
        Не менее важен профессиональный антураж, то есть, совокупность предметов, которыми окружает себя педагог, "ненавязчиво" демонстрируя принадлежность к тому или иному культурному сообществу специалистов. Редкое издание в руках преподавателя словесности, обилие ухоженных растений и наличие представителей животного мира в помещениях биологического профиля, современная техника в кабинете информатики, супер современный (или подчеркнуто антикварный) интерьер кабинета директора гимназии или ректора вуза, - обычно не возникают спонтанно. Чаще всего - это органическое отражение потребности и возможности заявить (продемонстрировать) свою профессиональную и социальную позицию в профессиональной сфере. В какой- то степени, - имиджевая "игра". Иногда её целью является обозначение своего места в профессиональной иерархии. Тогда на стенах кабинета появляются многочисленные дипломы и фотографии в компании "знаковых" персон, на визитках выстраиваются длинные перечни степеней, званий и регалий. Бывают ситуации, когда приоритеты отдаются демонстрации этнокультурной или религиозной принадлежности. Рабочее пространство педагога намеренно наполняется предметами быта той или иной народности, конфессиональными атрибутами, международной символикой и т.д.
        Размышляя об отражении профессионального качества в имидже, особо стоит задуматься над его соответствием преподаваемой предметной области. Речь идёт о соотнесении "образа учебного предмета" и индивидуально-личностного стиля профессиональной деятельности учителя. В этом плане, очевидно, что словесник призван тщательно работать над культурой речи, красотой письма, манерой обращения с книгой. Преподаватель иностранного языка - не только над фонетикой, мелодикой, точностью произношения, но и над соответствием манеры общения, антуража, сопровождающих его появление в аудитории, культуре той или иной страны. Преподаватели физической культуры или валеологии - быть наглядными носителями здорового образа жизни. Школьный психолог не демонстрировать собственных комплексов в сфере межличностной коммуникации. В этом смысле трудно переоценить воспитательную значимость образа преподавателя или руководителя образования. Его имидж становится дополнительным технологическим средством включения механизмов подражания, заражения прелестью предмета, той или иной системой отношений между людьми, которые запечатлеваются порой в сознании (подсознании) человека на всю жизнь.
        Особо хочется подчеркнуть имиджевое значение моделирования и контроля в сфере развития функциональных и межличностных отношений, характерных для профессии. (Так руководитель образовательного учреждения, свысока общающийся с родителями учащихся, преподаватель, систематически опаздывающий на занятия в системе повышения квалификации, не дающий вставить слово коллегам в процессе групповой работы, уже в какой- то мере демонстрирует свой непрофессионализм именно через систему привычных для него отношений).

Более подробно о профессиональном имидже в сфере "человек - человек" можно узнать, приняв участие в работе ИМИДЖ - КЛАССА. (Записаться здесь!)

Hosted by uCoz